СДВГ
Что такое гиперактивность? Часто в научных изданиях гиперактивность определяют как одно из патологических проявлений часто являющихся частью целого комплекса нарушений, которые составляют «синдром дефицита внимания с гиперактивностъю (СДВГ)», включающий нарушения системы эмоциональной регуляции.
Гиперактивный ребенок не способен долго переживать обиды. Настроение гиперактивных детей неустойчивое, наблюдается вспыльчивость, агрессивность, что часто приводит к конфликтам с окружающими. Часто о таких детях говорят, как о бесчувственных, а иногда и жестоких. Данный факт можно объяснить тем, что на нейрофизиологическом уровне у детей с СДВГ снижен болевой порог, т. е. они менее чувствительны к боли, чем их сверстники. А не испытывая боли в полной мере сами, они не обращают внимания на то, что причиняют боль другим, не понимают этого.
Основной характеристикой умственной деятельности детей с СДВГ является цикличность, короткий период работоспособности (5—15 минут) сменяется периодом «отдыха» мозга (3— 7 минут). В эти моменты своеобразного «отключения» ребенок не реагирует на замечания, но внешне остается столь же сосредоточен, как и в период целенаправленной деятельности, он как бы накапливает силы, подзаряжается. Затем он снова включается в деятельность.
Родителям ребенка с гиперактивностью тяжело принять такую неустойчивость поведения, однако для нормализации отношений в такими детьми, родители должны осознать необходимость принятия ребенка, его особенностей.
В первую очередь родителям важно работать над обучением ребенка с гиперактивностью навыкам саморегуляции. Это одно из самых трудных направлений работы с гиперактивными детьми, поэтому родители должны работать в тандеме со специалистами: психологом и дефектологом. Проблема состоит в том, что для ребенка с СДВГ раздражителем является буквально все. Поэтому он может пытаться делать одновременно несколько дел, прислушиваться к чужому разговору и т. д. В итоге ни одно из дел не будет доведено до конца или будет сделано поверхностно. Отсюда же и постоянное «перескакивание» с одного занятия на другое, невозможность чем-то увлечься хотя бы на более или менее длительное время. Здесь же кроется и причина неуклюжести таких детей, проявляющаяся в том, что они постоянно что-то роняют, сбивают, сталкиваются и натыкаются на мебель.
Умение сосредотачиваться на своем теле, на ощущениях, вызванных расслаблением. В итоге это целенаправленное обучение детей навыкам релаксации поможет им научиться контролировать свое поведение и действия в целом.
Начинать лучше с внушения того, что расслабление и отдых — это не наказание, а удовольствие. Задача взрослого на этом этапе — добиться того, чтобы дети почувствовали себя спокойно, ощутили внутренний комфорт и удовлетворение.
С детьми дошкольного возраста более эффективно использовать медитативные сказки, которые позволяют в доступной детям форме достичь эффекта релаксации.