«Виды речевых нарушений»
В норме речь у ребенка развивается спонтанно. В 1 год дети говорят первые слова. В 3 года ребенок должен владеть фразовой речью. Правильное звукопроизношение формируется к 5 годам. Если это не так, то следует говорить о нарушении речи. В этом случае ребенку нужна помощь специалиста. Не следует думать, что у ребенка речь появится сама по себе. Для этого ребенок должен слышать правильную речь, видеть правильную артикуляцию губ, языка. Поэтому необходимо с ребенком все время, с самого рождения разговаривать, исправлять неправильно сказанное ребенком слово, учить строить грамотные предложения. Роль родителей в развитии речи ребенка неоценима, ведь большую часть времени ребенок проводит, все-таки с родителями.
Речь, так же тесно связана с мышлением: чем лучше развита речь, тем выше уровень мышления. Поэтому речь так важна для будущей успешности.
Из-за различных причин речь ребенка может нарушаться. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся нарушения речи. Из-за недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата (губ, языка) возникает нарушение звукопроизношения. Ребенок не проговаривает или искажает звуки «ш», «ж», «щ», «ч», «с», «з», «ц», «р», «л». В этом случае полезно делать артикуляционную гимнастику, показывать правильную артикуляцию звука. Если не получается исправить звуки в домашних условиях, тогда требуется помощь специалиста.
Если ребенок не только искажает звуки, но и не различает сходные по звучанию звуки: «с»-«ц», «ш»-«ж», «ч»-«щ», то следует говорить о фонетико-фонематическом нарушении речи. В этом случае, если не исправить данное нарушение речи, то оно перерастет в нарушение письменной речи: ребенок будет смешивать буквы на письме, которые обозначают нарушенные звуки. При чтении он то же будет их смешивать и тем самым не будет понимать прочитанное. Не поймет, даже смысла математической задачи.
Наиболее сложным нарушением речи является общее недоразвитие речи, когда страдают все компоненты речи: не только нарушены звуки, но и словарный запас недостаточен, нет связной речи, или ребенок строит искаженные предложения. В наиболее тяжелых случаях ребенок не говорит, даже слова, а произносит за взрослым отдельные звуки и слоги. Понятно, что такое нарушение будет мешать усвоению школьной программы. Здесь без помощи специалиста не обойтись.
Для того, чтобы речь ребенка лучше развивалась, нужно помогать ему. Развивать мелкую моторику рук с самого раннего возраста. Делать с ребенком артикуляционную зарядку, и конечно же больше разговаривать с ребенком.