"Как подготовить детей к школе"
Подготовка к 1 классу всегда волнительна и для детей, и для взрослых. Самые ответственные родители спешат научить будущего первоклассника читать и считать, выводить буквы и решать примеры. Однако общая картина «школьной зрелости» является многогранным и комплексным понятием, которое включает различные виды готовности детей к школе. Рассмотрим подробнее их суть и значение.
«Готовность детей к школе в сфере общения»
Социально - психологическая готовность (или готовность в сфере общения) включает в себя формирования у детей качеств, благодаря которым они смогли благополучно наладить отношения в новом коллективе с учителем. Ребенок приходит в класс, в котором дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать гибким способам установлений взаимоотношений с другими детьми.
Таким образом, готовность детей школе в сфере общения включает:
- развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми;
- умение подчинятся традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов;
- развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучение;
Общение - многоплановый процесс установление и развитие контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности.
- 1. Умение налаживать контакты с другими способствует облегчению процесса адаптации к школьной жизни, к новым социальным условиям.
- 2. Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми является важным компонентом волевой готовности к школе. Важно, что бы у ребенка были сформированы такие качества:
- доброжелательность;
- уважение к товарищам;
- общительность;
- готовность проявить сочувствие.
Наличие этих черт способствует созданию эмоционально-положительного тона в общении.
- 3. Психологические предпосылки включения в классный коллектив складываются в процессе их участия в совместной деятельности со сверстниками в группе:
- умение согласовывать действия с другими;
- осознавать собственные успехи и неудачи в отношении общей цели совместной деятельности.
«Мотивационная готовность детей к школе»
Формирование мотивов, побуждающих к учению, - одна из линий подготовки к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Это и отношение к обучению как к необходимому и важному делу, и интерес к учебным занятиям.
Мотив - побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющий направленность его активности.
В роли интересов могут выступать: потребности; интересы; эмоции; установки; идеалы.
Наиболее адекватными для учебной деятельности являются учебно - познавательные мотивы, которые формируются в ходе самой учебной деятельности и специально организованных мероприятий.
Несформированность внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста.
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
- положительных представлений о школе;
- желания учиться в школе, чтобы узнать и уметь много нового;
- сформированной позиции школьника.
Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:
- 1. Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.
- 2. Организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.
- 3. Практиковать приходы детей-школьников в детские сады.
- 4. Использовать загадки на школьную тему.
- 5. Подбирать развивающие игры типа ”Собери портфель в школу”, “Разложи все по порядку”, “Что лишние?”.
Таким образом, основная задача взрослого - показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе.