Уважаемые родители, сегодня мы продолжим разговор о различных видах готовности к школьному обучению. И поговорим о психофизиологической и эмоционально-волевой готовности ребенка к школе.
«Психофизиологическая готовность к школе»
Психофизиологическая готовность к школе включает:
- Уровень развития внимания.
- Уровень работоспособности детей.
- Соответствие физического развития возрастным нормам.
- Учет типа нервной системы и темперамента детей.
Внимание – сосредоточенность деятельности индивида в данный момент времени на предмете, объекте, событии и т.д.
Благодаря устойчивому вниманию повышается результативность практической деятельности человека. И у дошкольников, и у младших школьников внимание неустойчиво, непроизвольно. Важно учитывать это и не перегружать детей. Особенности внимания зависят от индивидуально - типологических черт человека, от типа нервной системы (НС).
Тип НС – совокупность свойств нервной системы, составляющих основу индивидуального своеобразия деятельности человека. На их основе различают 4 типа темперамента.
Темперамент – индивидуальная характеристика человека, основывающаяся на интенсивности, скорости, темпе и ритм психических состояний. Темперамент не определяет непосредственную характеристику личности. Но он влияет на возможность и скорость формирования тех или иных черт личности.
Работоспособность – потенциальная возможность индивида выполнить целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.
Темперамент зависит от типа НС ребенка.
Таким образом, тип НС – темперамент – внимание – работоспособность находятся в непосредственной и прямой взаимосвязи. Они являются той основой, на которой должна строиться вся работа с ребенком.
«Эмоционально-волевая готовность к школьному обучению»
К 6 годам у ребенка происходит оформление основных элементов волевого поведения, что выражается в следующих умениях:
- поставить цель;
- принять решение;
- наметить план действий;
- исполнить намеченный план;
- проявить усилие в случае возникновения препятствий;
- оценить результат своего действия.
Главный акцент в развитии эмоционально-волевой готовности к школе педагоги должны делать на воспитание мотивов достижения цели:
- - не бояться трудностей;
- - стремиться преодолевать их;
- - не отказываться от намеченной цели.
В нескольких словах, готовность – это умение слушать + умение слушаться.
Основным показателем развития самостоятельности как проявления волевых усилий ребенка является ежедневное выполнение ребенком без напоминания каких-либо поручений и обязанностей.
Как развивать волевую готовность?
- 1. Повышать самостоятельность и ответственность ребенка:
- закрепить конкретное поручение за ребенком, поощрять его выполнение;
-учить стихи, пересказывать сказки и рассказы.
- 2. Развивать самоконтроль: использовать игры типа «Сделай также», «Конструирование по образцу», «Найди 5 отличий», «Да и нет не говорите…»
- 3. Чаще использовать игровую мотивацию и оценку со стороны сверстников.
- 4. Развивать стремление действовать по моральным мотивам.
- 5. Соблюдать постепенность в высказывании требований, т.к. произвольность поведения только закладывается в этом возрасте.
- 6. Развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания ситуаций успеха.
Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять Эмоциональную устойчивость. Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию. В этой сфере педагоги и родители должны работать на перспективу, так как эмоциональная сфера личности дошкольника:
- обладает интенсивностью проявления эмоций,
- непосредственностью в проявлении эмоций,
- быстрой переключаемостью, сменой настроений,
- поверхностью эмоций.
Взрослые должны стремиться к развитию следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций:
- - устойчивости чувств;
- - глубины чувств и эмоций;
- - осознания причин появление тех или иных эмоций;
- - появление высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных;
- - эмоционального предвосхищение (осознанного ожидания успеха или неудачи.)
В развитии волевой и эмоциональной готовности может помочь использование примеров из сказок, рассказов (чтение художественной литературы, постановка сказок детского театра, рассматривание картин, слушание музыки.)
Ответить на вопрос: «готов ли ваш ребенок к школе?» помогут специалисты – педиатры и психологи, которые в ходе беседы с вами и вашими детьми ответят на интересующие вас вопросы, проведут необходимую диагностику и дадут профессиональные рекомендации по укреплению физического и психологического здоровья ваших детей.
Определяя готовность ребенка к школе, следует помнить, что полученные результаты диагностики достижений ребенка достоверны только на настоящий момент. Полностью спрогнозировать на их основе дальнейшие успехи ребенка в школе не представляется возможным. Поэтому не отчаивайтесь, если вдруг эти результаты будут недостаточно высоки. В данном случае необходимо учитывать особенность развития ребенка дошкольного возраста: часто малышу не хватает буквально одного-двух месяцев для того, чтобы произошло созревание организма, на основе которого произойдет скачок в его психическом развитии. Опираясь на профессиональные рекомендации педиатра и психолога, вы всегда сможете помочь вашему ребенку успешно войти в новый этап его жизни.